Дагестанское УФАС провело очередные публичные слушания своей правоприменительной практики

27 марта 2018, 16:00
Img 3943

Управление ФАС России по Республике Дагестан в 2017 году восстановило  право государственной собственности на 1134,8 га земель, большая часть из которых – земли сельскохозяйственного назначения. Помимо муниципалитетов, допускающих земельные нарушения, чаще всего в поле зрения антимонопольной службы попадают энергетические компании: только в I квартале этого года Управление оштрафовало сетевые и сбытовые организации почти на 9 млн рублей за нарушение антимонопольного законодательства. О проведенных проверках, выявленных нарушениях законодательства, а также Указе Президента Российской Федерации №618, утвердившем Национальный план развития конкуренциисегодня говорили на обсуждении правоприменительной практики УФАС, прошедшем 27 марта в конференц-зале Дагестанского государственного университета.

По словам врио руководителя УФАС Джамили Халлаевой, Указ Президента РФ №618, утвердивший Национальный план развития конкуренции до 2020 года, стал ключевым событием в деятельности ФАС России, так как документ установил приоритеты и цели развития конкуренции для всей страны.

Планом установлены четыре измеряемых ключевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Это:

- снижение количества "антимонопольных" нарушений органов власти не менее чем в два раза;

- увеличение доли госзакупок у малого бизнеса в два раза;  

- увеличение закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 18%;

- обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых будет относиться к частному бизнесу», - отметила Халлаева, добавив, что для реализации Национального плана развития конкуренции в 2018 году следует разработать более десятка законопроектов.

Среди них особенно выделяются изменения законодательства, которые ограничат создание унитарных предприятий на конкурентных рынках и о запрете приобретения государством и муниципалитетами акций и долей компаний, функционирующих в условиях конкуренции.

Сейчас распространены случаи, когда ГУПы и МУПы занимают товарный рынок, на котором мог бы развиваться бизнес.  Стоит отметить, что в Республике Дагестан, по данным Управления ФНС по Дагестану на 01.03.2018г., всего зарегистрировано 906 МУПов и 248 ГУПов, из них действующие – 242 МУПа и 42 ГУПа.

Разработанные ФАС инициативы позволят заменить унитарные предприятия на представителей малого и среднего бизнеса. Их будут отбирать на конкурентных закупках, они будут подписывать контракты с высокой ответственностью, и это позволит предотвратить развитие госмонополизма в экономике. Федеральные и региональные органы власти также несут ответственность за развитие конкуренции.

Что касается проверочных мероприятий, проведенных Дагестанским УФАС России в 2017 году, то, по словам Халлаевой, Управлением проведено 8 плановых проверок.

«Не были выявлены нарушения только в ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Дагестанская правда» (издание проверяли на соблюдение ФЗ №38 «О рекламе») и в ИФНС по Советскому району города Махачкалы (проверяли на соблюдение ФЗ №44 «О контрактной системе…», инспекция не проводила закупок).  Проверка ПАО «ДЭСК» (проверяется соблюдение ФЗ №135 «О защите конкуренции») была продлена на 2018 год, проверка АО «ДСК» (проверялось соблюдение ФЗ №135 «О защите конкуренции») завершилась в конце 2017 года, дела по ее результатам будут возбуждаться в текущем году. То же самое относится и к проверкам ТУ Росимущества по РД (проверяется соблюдение ФЗ №135 «О защите конкуренции») и администрации ГО «город Дербент» (проверяется соблюдение ФЗ №135 «О защите конкуренции»). Но уже можно говорить, что в администрации Дербента и в ТУ Росимущества по РД в общей сложности выявлено около 200 признаков нарушения антимонопольного законодательства. Что касается плановых проверок, посвященных соблюдению ФЗ №44 «О контрактной системе…», то они проводились в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РД (8 нарушений), Управлении Федеральной службы судебных приставов по РД (17 закупок с нарушениями)», - сообщила Джамиля Халлаева.

Подробнее о характере нарушений, которые чаще всего выявляет антимонопольная служба Дагестана, рассказали начальники отделов контроля рынков недвижимости и недобросовестной конкуренцией Рустам Халилов и контроля закупок Курбан Гебеков.

«Самые распространенные, допускаемые органами местного самоуправления в градостроительной сфере:

- выделения земель для строительства жилых и нежилых объектов без проведения необходимых конкурсных процедур, либо с грубыми нарушениями таких процедур;

- изменения разрешенного вида использования земельного участка в обход норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и федерального закона «О защите конкуренции».

Так, первоначально земельные участки выделятся физическим лицам для индивидуального строительства жилых домов и оформляются в аренду либо в собственность. В последующем, правообладатель этого участка обращается в администрацию муниципального образования с просьбой изменить вид разрешенного использования своего участка со строительства индивидуального жилого дома на строительство многоквартирного дома или коммерческого объекта.

При этом нарушаются и требования законодательства о необходимости проведения конкурсных процедур при использовании земельных участков для предпринимательской деятельности, и элементарные градостроительные нормы, предъявляемые в таких случаях к размерам земельных участков для строительства коммерческих объектов и многоквартирных домов.

Так, из общего числа дел, возбужденных за 2017 год по признакам нарушения антимонопольного законодательства в сфере землепользования (93 дела), на изменение вида разрешенного использования земельных участков приходится 58 дел (62,37%)», - сообщил Халилов.

По словам Гебекова, в 2017 году УФАС рассмотрело 2470 жалоб, поступивших в антимонопольный орган на закупки разного уровня, 1002 закупки были проведены с нарушениями федерального закона №44 «О контрактной системе…». В них было выявлено 1116 нарушений закона.

«Из года в год нарушения, допускаемые заказчиками, в большинстве своем остаются однотипными: нарушение порядка выбора способа определения поставщика; нарушение порядка отбора участников закупок и т.д. Часто встречаются и факты заключения контрактов без проведения процедур закупок. Кроме того, есть случаи, когда после проведения торгов, в которых выиграл нежелательный подрядчик, заказчик заявляет об отсутствии финансирования и в итоге контракт расторгается по обоюдному согласию. После расторжения контракта заказчик заключает так называемый инвестиционный контракт с единственным инвестором, без проведения торгов, на право выкупа готового объекта по начальной максимальной цене контракта. Чаще всего так поступают при строительстве школ», - сообщил Курбан Гебеков.

Полное видео публичных обсуждений в ближайшее время будет размещено на сайте Дагестанского УФАС России

Пресс-служба Дагестанского УФАС России

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх