Доклад о правоприменительной практики Дагестанского УФАС России "Практика административного производства"
18 октября 2023, 15:04
Тип документа:
Отчетность
Подтип документа:
Отчет об исполнении планов по нормативно-правовой деятельности

Административная практика

Дагестанского УФАС России в 2023 году

 

 

За 2023 год Дагестанским УФАС России возбуждено и рассмотрено всего 665 дел об административном правонарушении.

Из них:

1. За нарушения законодательства о контрактной системе – 536 дел;

2. За нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках – 98 дел;

3. За нарушения в сферах торгов, законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), законодательства о рекламе и законодательства о приватизации – 30 дел.

 

Большая часть рассмотренных Управлением административных дел составляют дела, возбужденные за нарушения законодательства о контрактной системе.

Так, из 536 административных дел:

- прекращено 66 дел, из них 16 дел прекращено по малозначительности совершенного правонарушения;

- выдано предупреждений – 167;

- выдано постановлений о наложении штрафа – 303 на сумму  6779,71тыс. рублей (шесть миллионов семьсот семьдесят девять тысяч семьсот десять) рублей.

- исполнено постановлений, выданных в отчетном периоде – 202, выданных в предыдущих периодах – 75. Взыскано в общей сложности – 3775,44 (три миллиона семьсот семьдесят пять тысяч четыреста сорок) рублей.

- в стадии обжалования – 13 постановлений.

- срок оплаты не истек – 54.

 

 С введением изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 290-ФЗ) в частности в статьи 4.1.1 и 32.2, в соответствии с которыми в отношении административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля был изменен порядок назначения административного наказания и исполнения постановления о наложении административного штрафа, ситуация с исполнением постановлений значительно улучшилась, нежели с предыдущими периодами, что, в свою очередь, сократило и количество обжалуемых в судебном порядке постановлений.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП, помимо соблюдения условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, необходимо, помимо прочего, чтобы нарушение было:

- совершено впервые;

- выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

При этом рассмотрение возможности замены административного штрафа предупреждением осуществляется вне зависимости от того, заявлено ходатайство о такой замене лицом, привлекаемым к административной ответственности или нет.

 

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

Часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП подлежит применению при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.66, 23.83 КоАП и выявленных в ходе осуществления контроля в сфере закупок с соблюдением указанных в ней условий и ограничений.

При этом управлением, в силу требований части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ информация о возможности оплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа отражается в постановлении по делу об административном правонарушении.

 

Также Управлением за истекший период проведена большая работа по привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках

За указанный период за нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках – 98 дел:

1. Возбуждено – 83 дела по статьям:

По ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – 3 дела;

По ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ – 2 дела;

По ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ – 1 дело;

По ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ – 1 дело;

По ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ – 1 дело;

По ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ – 8 дел.

2. Выдано постановлений о наложении штрафа (сумма – тыс. руб.):

По ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – 2 – 30,00 (1- предупреждение)

По ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ – 2 – 752,50;

По ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ – 1 – 21 048,88;

По ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ – 1 дело – 20,00

По ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ – 1 – 8,00;

По ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ – 6 – 230,00.

 

Особое место в административной практике Управления занимает административное производство по статье 9.21 КоАП РФ, которое носит, в том числе и заявительный характер. Административному производству в данном случае не предшествует решение комиссии антимонопольного органа, производство по данной статье проводится в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Так, основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по статье 9.21 КоАП РФ в Управлении за указанный период явились, поступившие, в том числе, и через прокуратуру Республики Дагестан обращения и заявления от юридических и физических лиц на бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Дагэнерго» выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Также заявления и обращения поступали по фактам нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, в части передачи потребителю электрической энергии ненадлежащего качества, а также превышения допустимого числа часов отключений электрической энергии по месту проживания заявителя.

В последнее время количество заявлений и обращений в Дагестанское УФАС России участились в виду регулярных отключений по Республике Дагестан, также в части передачи потребителю электрической энергии ненадлежащего качества.

 

В 2023 году Дагестанским УФАС России:

По ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 32 дел (7 – на основании пост прокурора);

По ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – 47 дел;

 

Прекращено:

По ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 3 дела;

По ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – 12дел;

Выдано постановлений:

По ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 25 дела, на сумму 800,00 тыс. руб.;

По ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – 35дел, на сумму 24 160,00 тыс. руб.

Взыскано:

По ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 25 дела, на сумму 520,00 тыс. руб.;

По ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – 35дел, на сумму 3 500,00 тыс. руб.;

При этом, следует отметить, что все наложенные штрафы по данной статье оспариваются в Арбитражном суде во всех инстанциях, а также в судах общей юрисдикции. В этой связи Дагестанским УФАС России, в частности отделом административного производства наряду с обширной административной практикой проводится и большая работа по отстаиванию вынесенных Управлением постановлений.

В заключении хочется отметить одно из немаловажных достижений Дагестанского УФАС России за этот год – это взыскание штрафа на сумму более сорока миллионов, которому предшествовали долгие разбирательства в Арбитражном суде трех инстанций.

 

                 Начальник отдела                                                                                                                                                           М.Р. Магомедов

                 административного производства

 

 

 

 

 

 

 

Наверх