Доклад заместителя руководителя Дагестанского УФАС России Джамили Халлаевой на публичные обсуждения правоприменительной практики за III квартал 2020 года
03 сентября 2020, 17:41
Тип документа:
Доклады

По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе"

 

Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 24 апреля 2020 г. N ИА/35241/20 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

По мнению ФАС России, возможно выделить следующие критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота:

I. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог города.

1) Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.

Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

II. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.

1) Для I-III климатической зоны* начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.

Для IV и Особой климатической зоны** начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд. рублей.

 

* I - включает в себя Юг России (тропическая зона)

II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона)

III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона)

** IV - Якутия, северная Сибирь, северные районы Дальнего Востока (полярная зона)

Особая зона - Район Чукотки и Заполярье.

 

Для субъекта Российской Федерации, численность населения, столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3 млрд. рублей.

2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

Вместе с тем, принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог на срок более 6 месяцев с меньшими значениями начальной (максимальной) цены контракта, по мнению ФАС России, будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств.

 

Несмотря на это, споры по объединению в один лот работ по содержанию дорог в разных районах: продолжаются

Заказчик объединил в один лот работы по содержанию дорог, расположенных в разных районах области. Контрольный орган признал это ограничением конкуренции.

Суды его поддержали, сославшись на следующее: - дороги отдалены друг от друга. Они не пересекают территориальные границы районов и не являются составной частью единой дороги; - каждая дорога отражена в документации как отдельный объект закупки, НМЦК рассчитана индивидуально для каждой из них; - заказчик не доказал технологическую и функциональную связь между проводимыми работами; - размеры обеспечения заявки и контракта определены исходя из начальной цены необоснованно укрупненного лота. Однако не все потенциальные участники закупки имеют финансовую возможность внести для указанных целей суммы в крупном размере. Это влияет на их количество. Верховный суд не стал пересматривать дело.

Отметим, правоприменительная практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в одном случае при сходных обстоятельствах ФАС признала заказчика ограничившим конкуренцию. Суды с ней не согласились: заказчик должен не столько обеспечить максимально широкий круг участников, сколько заключить контракт так, чтобы бюджетные средства использовались наиболее эффективно. В другом споре контрольный орган не выявил ограничения конкуренции: объединить в один лот работы нужно было, чтобы обеспечить безопасность и бесперебойность движения на автодорогах регионального или межмуниципального значения. (Определение ВС РФ от 26.02.2020 N 310-ЭС20-609)

Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации.

Такое объединение лотов противоречит требованиям 44-ФЗ. В данном случае не выполняется основное условие по совпадению технологических и функциональных характеристик объектов. Требования, предъявляемые к лицам, выполняющим строительно-монтажные работы, отличаются от тех, которым должны соответствовать разработчики проектной документации.

Следовательно, подобное объединение лотов является фактором, ограничивающим конкуренцию.

Но следует отметить, что существует ряд строительных и проектных работ, по которым допускается объединение лотов. Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017 устанавливает порядок, на основании которого заказчик вправе рассматривать проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве одного лота. Закон о контрактной системе (ст. 8) обеспечивает равные условия для поставщиков (исполнителей или подрядчиков), желающих участвовать в государственных закупках.

Наверх