Доклад о правоприменительной практики Дагестанского УФАС России "О нарушениях в сфере госзакупок"
18 октября 2023, 15:00
Тип документа:
Отчетность
Подтип документа:
Отчет об исполнении планов по нормативно-правовой деятельности

           О нарушениях в сфере государственных закупок

 

     За последний период в системе бюджетных закупок основной формой проведения торгов по крупным закупкам являются открытые конкурсы в электронной форме. Такая форма вводилась отчасти с целью преодоления чрезмерных падений ценовых значений при проведении аукционов, по которым наличие или отсутствие практического опыта у хозяйствующего субъекта не имело какого-нибудь значения. Пока в предыдущие годы проводились только аукционы качество создаваемых объектов с очевидностью ухудшалось из года в год.

Варианты проведения торгов в виде открытых конкурсов в электронном виде, где решающее значение, в том числе играет опыт выполнения аналогичных работ (т.е. квалификация) создает новые проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией в виде предложения участниками торгов недостоверной информации по объемам работ при исполнении договоров по корпоративным закупкам и свободным договорам с хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Статистика по выявлению случаев предоставления недостоверного опыта, судя по количеству принимаемых антимонопольным органом в республике решений, довольно-таки удручающая. В основном выявляются случаи, когда идет жесткая конкурентная борьба за крупные объекты, остальные события сохраняют латентный характер.

На текущий момент можно предложить мероприятия по минимизации правонарушений, соответственно коррупционных элементов в сфере закупок, как через организационные решения на уровне республики, так и через законодательные, т.е. внесением изменений в порядок допуска нарушителей в систему проведения закупок.

Значительное количество жалоб в антимонопольный орган поступают от участников закупок или же от самих заказчиков по причине несоответствия заявки победителей потребностям заказчиков. Во всех закупках стоимостью НМЦК более 1 миллиона рублей победитель определяется уполномоченным органом. Несоответствие заявки обжалуется заказчиком или участником, имеющим компетентную информацию по предмету закупки. В целях преодоления данной тенденции правонарушений Управлением ФАС по РД и ранее вносились предложения о внесении изменений в составы комиссий уполномоченного органа (включение сотрудников от заказчиков, имеющих специальные познания по предмету закупки). Чаще всего споры по предмету закупки возникают у Министерства здравоохранения республики и Дирекции единого заказчика-застройщика. Как правило, закупки у данные заказчиков самые ресурсоемкие. Наличие специалистов с соответствующей компетенцией в составе комиссий уполномоченного органа позволит исключать принятие неправомерных решений и ускорит освоение бюджетных ресурсов.

 В установленные сроки не предоставляются разъяснения участникам закупок, что создает предпосылки для обращения с жалобами в антимонопольный орган. В соответствии с нормами закона и сложившейся практикой антимонопольный орган при таких обстоятельствах выдает предписание на продление сроков подачи заявок. Зачастую это приводит к смене уже отобранных поставщиков и сокращает время для реализации контракта. Здесь выявляются и игнорирование законных требований участников закупок и выбор поставщиков с нарушениями норм Закона о контрактной системе. На отсутствие от заказчиков разных уровней разъяснений в установленные сроки в антимонопольном управлении каждую неделю разбираются порядка по несколько жалоб.

Основным злоупотреблением со стороны участников торгов на сегодняшний день остаются попытки стать победителем с использованием недостоверной информации. Споры в судебных инстанциях после рассмотрения антимонопольным органом жалоб длятся годами. Во многих случаях справедливости и законности можно добиться только после исполнения победителями контрактов и фиксации этого результата, в том числе судебными органами.

 По закупкам на реконструкцию систем водоснабжения в одной из муниципальных образований на 109 млн рублей победителем стал хозяйствующий субъект, недобросовестная конкуренция которой выражалась в том, что в качестве опыта были предоставлены договоры, объемы по которым были многократно завышены. Контракты исполнены в 2021 году. Судебное решение вступило в силу в августе текущего года. 2) Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в другом муниципалитете на 174 млн рублей, где победителем стала организация, которым в качестве опыта были предоставлены договоры стоимостью менее 3 млн рублей, практически договоры по дворовым работам, которые никак не подтверждают опыт для строительства автомобильных дорог. Суды двух инстанций не поддержали решение антимонопольного органа. Кассационная инстанция в июле текущего года отменяет решения предыдущих инстанций и направляет на новое рассмотрение.

Вышеперечисленных нарушений достаточно много, чтобы предполагать необходимость принятия мер, в том числе на федеральном уровне. Инструмент в форме Реестра недобросовестных поставщиков срабатывает, когда выявляется недобросовестное поведение победителя закупки в случае отказа либо его отстранения по недобросовестным основаниям в ходе исполнения контракта. По вышеуказанным случаям контракты исполняются, и незаслуженный победитель обогащается еще опытом по исполненным контрактам. Представляется возможным выходить на уровень законодательных органов с предложениями о запрете на участие в закупках на те же сроки, что и по РНП, хозяйствующим субъектам, привлеченным к административной ответственности в рамках сговоров и по решениям судов, вступившим в силу по недостоверной информации либо недобросовестной конкуренции.

                                             

 

                                                   Руководитель   Дагестанского УФАС                                                                                                                                          К.А. Бабаев

Наверх