Доклад о правоприменительной практики Дагестанского УФАС России
18 октября 2023, 15:09
Тип документа:
Отчетность
Подтип документа:
Отчет об исполнении планов по нормативно-правовой деятельности

Итоги работы Дагестанского УФАС России по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции за 2023 год

 

      В 2023 в Дагестанское УФАС России по статье 18.1 Закона о защите конкуренции поступило 197 жалоб. Из них возвращено заявителю 12 жалоб, принято 33 решения о нарушении, выдано 13 предписаний, 5 жалоб оставлены без рассмотрения, в отношении 9 жалоб поступили отзывы жалоб от заявителей.

Основными обжалуемыми действиями организаторов торгов являлось то, что по мнению заявителя, Организаторы торгов не проводили аукционы в отношении земельных участков в электронном виде, согласно статье 39.13 Земельного кодекса РФ. По данному вопросу в Дагестанское УФАС России потупило 62 жалобы от одного лица. Из них 52 жалобы были приняты к рассмотрению, вынесено 1 решение о нарушении и 51 жалоба признаны необоснованной.

Указанные жалобы были признаны необоснованными по следующим обстоятельствам.

В соответствии ч.3 ст.3 ФЗ №385, органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 года аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территориях данных муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №385-ФЗ, Аукционы по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора аренды такого участка, решения о проведении которых приняты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проводятся в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В части 1 статьи 3 Федерального закона №385-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 Согласно извещению о проведении торгов, аукцион проводился на основании постановления главы администрации района

Организатором торгов представлено Постановление главы района от 12.07.2022 г. «О проведении аукциона» согласно которому решение о проведении аукциона было принято до 1 марта 2023 г.

Таким образом, Организатор торгов имел право проводить аукцион не в электронной форме.

Так же в Дагестанское УФАС России поступило 6 жалоб на действия уполномоченного при проведении конкурсного отбора на получение грантов для развития туризма на территории Республики Дагестан.

Жалобы были признаны обоснованными, так как в конкурсной документации был установлен критерий отбора, который включал в себя 8 полноценных подкритериев, по которым оцениваются заявки на очном собеседовании.

При этом данная информация по каждому из подкритериев и количество балов не отображается в общедоступном виде, протокола и оценочные листы не содержали информацию о том, сколько баллов выставлено каждым членом оценочной комиссии организатора торгов по подкритериям. В таких обстоятельствах не обеспечивается прозрачность и доступность информации о полученных участниками баллах, что является нарушением Правил проведения конкурсов.

Остальную долю выявленных нарушений занимают различные нарушения по срокам отмены проводимых аукционов, ошибки в аукционной и конкурсной документации и т.д.

Например, в Дагестанское УФАС России поступила жалоба на действия Организатора конкурса при проведении конкурса в электронной форме: «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объектов для осуществления обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Хасавюртовском районе Республики Дагестан»

Проведенной проверкой конкурсной документации Заказчика, Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что Заказчиком не установлены в требованиях к участникам Конкурса требования в части членства в CPO в области строительства и соответствия конкретному уровню ответственности.

В соответствии с частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что предметом Закупки является оказания услуг по осуществлению строительного контроля.   

 

Из системного толкования положений п. 22 ст. 1, ст. 52, 53 и 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль, осуществляет контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Комиссия Дагестанского УФАС России сделала вывод, что из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

Согласно письму Минстроя России от 12.02.2021 №5265-ТБ/02 обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.                                                                                                                                    

 

Размер обязательств по договору «Строительство «под ключ» объектов для осуществления обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов в Хасавюртовском районе Республики Дагестан» составляет 53 789 590 433,62 руб., что соответствует 4 уровню ответственности компенсационного фонда возмещения вреда (ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ) и 4 уровню ответственности компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (ч. 13 ст.

55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Поскольку размер обязательств по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства превышает 10 млн рублей, строительный контроль может осуществляться только лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства и имеющим соответствующий уровень ответственности согласно положениям, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, в конкурсной документации требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации Заказчиком не установлено, что нарушает ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

По данному поводу поступило 3 жалобы, было выдано 3 предписания об устранении нарушений и на текущий период предписания исполнены.

В заключение нужно отметить, что выявляемые в действиях уполномоченных органов нарушения в процентном соотношении имеют тенденцию к снижению.

 

                            Начальник отдела   общего контроля                                                             М.А. Рагимов

                                       

 

Наверх